Счастье – это переживание, проявляющееся в увлекательной деятельности, совершаемой в состоянии потока занятие и проносящая радость от самого процесса.
Для этого цель деятельности должна соответствовать ряду условий:
- быть достаточно сложной, но
- достижимой при использовании доступных человеку навыков,
- иметь правила достижения известные участнику,
- быть интересной и способной увлечь до отрыва от реальности;
- в ходе её достижения нужна возможность контроля ситуации и
- возможность постоянно понимать прогресс в её достижении.
Любое занятие может стать источником радости, если оно новое для человека и представляет для него интерес.
Когда начинаешь учиться какой-либо новой деятельности, например, игре на музыкальном инструменте любые произведения кажутся сложными, и требуют не меньше усилий, чем сложнейшие задачи в знакомых процессах. При этом, как только у тебя начинает минимально получаться даже простые мелодии, ты погружаешься в деятельность так, что в этот момент остаёшься лишь ты и инструмент.
Эти переживания знакомы всем музыкантам и являются главным фактором их приверженности своей профессии (даже если она не подкрепляется значительным материальным вознаграждением и не пользуется большим авторитетом в обществе).
Главными препятствиями для ощущения счастья являются наши внутренние переживания, которые можно отнести к ощущениям скуки и тревоги.
Скуку мы испытываем если:
- цель неинтересна,
- деятельность выполняется без значительного эмоционального и физического напряжения,
- повторяется в n-й раз
- непонятно как далеко ты продвинулся в достижении цели по результатам прилагаемых усилий
Это состояние знакомо каждому в самых разных повседневных занятиях: мытье посуды, уборка, ожидание в очереди, однообразная работа в офисе, не имеющая видимых результатов, и т.д.
Наша лень — это нежелание испытывать скуку от предстоящей деятельности,
при этом занятие может не быть скучным на самом деле.
Тревога появляется при:
- неуверенности сохранения возможности совершить деятельность в тех же условиях завтра (или через другой промежуток времени),
- непонятности правил выполнения деятельности и гарантий равенства условий с другими участниками (если деятельность предполагает социальную оценку)
- страхе не справиться с деятельностью и наступления негативных последствий,
- отсутствии гарантий собственной безопасности,
Так бывает, когда непонятно как достичь нужного результата, когда деятельность совершается в цейтноте, когда правила постоянно меняются, когда наказание за ошибку больше награды за успех и т.д.
Все ощущения скуки и тревоги индивидуальны: что скучно или страшно для одного (как занятия музыкой или экстремальными видами спорта), для другого может быть самым увлекательным и полезным занятием.
В любом случае любые повседневные занятия можно разнообразить, а с тревогой — справиться, превратив страшную деятельность в потоковую.
О том как это сделать — в следующих выпусках.