Что мешает нам быть счастливыми здесь и сейчас?

препятствия для счастьяСчастье – это переживание, проявляющееся в увлекательной деятельности, совершаемой в состоянии потока занятие и проносящая радость от самого процесса.

Для этого цель деятельности должна соответствовать ряду условий:

  1. быть достаточно сложной, но
  2. достижимой при использовании доступных человеку навыков,
  3. иметь правила достижения известные участнику,
  4. быть интересной и способной увлечь до отрыва от реальности;
  5. в ходе её достижения нужна возможность контроля ситуации и
  6. возможность постоянно понимать прогресс в её достижении.

Любое занятие может стать источником радости, если оно новое для человека и представляет для него интерес.
Когда начинаешь учиться какой-либо новой деятельности, например, игре на музыкальном инструменте любые произведения кажутся сложными, и требуют не меньше усилий, чем сложнейшие задачи в знакомых процессах. При этом, как только у тебя начинает минимально получаться даже простые мелодии, ты погружаешься в деятельность так, что в этот момент остаёшься лишь ты и инструмент.

Эти переживания знакомы всем музыкантам и являются главным фактором их приверженности своей профессии (даже если она не подкрепляется значительным материальным вознаграждением и не пользуется большим авторитетом в обществе).

Главными препятствиями для ощущения счастья являются наши внутренние переживания, которые можно отнести к ощущениям скуки и тревоги.

Скуку мы испытываем если:

  • цель неинтересна,
  • деятельность выполняется без значительного эмоционального и физического напряжения,
  • повторяется в n-й раз
  • непонятно как далеко ты продвинулся в достижении цели по результатам прилагаемых усилий

Это состояние знакомо каждому в самых разных повседневных занятиях: мытье посуды, уборка, ожидание в очереди, однообразная работа в офисе, не имеющая видимых результатов, и т.д.

Наша лень — это нежелание испытывать скуку от предстоящей деятельности,

при этом занятие может не быть скучным на самом деле.

Тревога появляется при:

  • неуверенности сохранения возможности совершить деятельность в тех же условиях завтра (или через другой промежуток времени),
  • непонятности правил выполнения деятельности и гарантий равенства условий с другими участниками (если деятельность предполагает социальную оценку)
  • страхе не справиться с деятельностью и наступления негативных последствий,
  • отсутствии гарантий собственной безопасности,

Так бывает, когда непонятно как достичь нужного результата, когда деятельность совершается в цейтноте, когда правила постоянно меняются, когда наказание за ошибку больше награды за успех и т.д.

Все ощущения скуки и тревоги индивидуальны: что скучно или страшно для одного (как занятия музыкой или экстремальными видами спорта), для другого может быть самым увлекательным и полезным занятием.
В любом случае любые повседневные занятия можно разнообразить, а с тревогой — справиться, превратив страшную деятельность в потоковую.

О том как это сделать — в следующих выпусках.

Оцените статью