Почему «плохие» желания больше навязчивы, чем приятны?

Навязчивые желания 2. Преодолей себя!

Когда мы поддаёмся какому-либо соблазну, мы не получаем удовольствие, а избавляемся от стресса, вызванного его поисками.

Ранее уже обсуждались причины возникновения у нас желания удовольствий, и роль «гормона желания» (дофамина) в этом процессе. Сегодня подробности о:

  • 2 средства стимуляции желания
  • Как обещание удовольствия заменяет счастье от его получения
  • Экспериментальное доказательство вреда от желаний.

Стресс как средство достижения удовольствия

стресс для удовольствия

Для достижения объекта желания мозг использует 2 инструмента системы подкрепления, вырабатывающей дофамин:

1. Обещание награды

2. Стресс

Первое заставляет нас предвкушать удовольствие и планировать действия, второе — волноваться в предвкушении объекта желания. И если предвкушение чаще приятно, то возбуждение уже нет – потребность получить желаемое кажется уже делом жизни и смерти, вопросом выживания.

Поэтому наш организм вздрагивает, когда замечает возможность получить давно желаемое удовольствие, будь то плитка шоколада, внезапная скидка в любимом магазине или неожиданное приглашение на свидание. Этот физиологический рефлекс связан с тревогой и возбуждением — так реагируют на опасность.

Многие замечают, что одновременно испытывают желание и беспокойство, а также чувство потери контроля над собой. При этом мы объясняем удовольствие – будущим обладанием объектом желания, а стресс — тому, что его у нас нет. Мы не замечаем, что объект желания вызывает и предвкушение наслаждения, и стресс одновременно.

Все потому, что главная функция дофамина — заставить нас гнаться за счастьем, а не сделать счастливыми. Гормон вынуждает нас — даже если это нам неприятно.

Страх потери награды важнее её получения

Почему «плохие» желания больше навязчивы, чем приятны?

Под воздействием дофамина мы становимся импульсивными, собранными, постоянно стремимся к тому, что хотим, мы готовы работать — даже страдать — ради его получения. Но даже если мы не получаем награды, страх возможности ее потерять удерживает нас на крючке.

Нам кажется, что объект нашего желания принесёт нам счастье, поэтому мы:

  • тянемся за двадцатой за день сигаретой,
  • покупаем очередные туфли,
  • заказываем еще один алкогольный коктейль,
  • изматываем себя диетами и тренажёрами для привлечения нового любовника,
  • бегаем в поисках лучшей работы и наивысшей прибыли.

Мы путаем переживание хотения с гарантией счастья. Практически все люди не в состоянии отличить обещание награды от любого удовольствия или вознаграждения, которого ищут.

Эксперимент массового потребления просроченных продуктов ради обещания удовольствия

Почему «плохие» желания больше навязчивы, чем приятны?

Обещание удовольствия настолько сильно, что мы продолжаем стремиться даже за тем, что приносит больше страданий, чем удовольствий. Так как главное предназначение дофамина подгоняь нас к объекту желания, он никогда не сможет нас остановить, даже если результат не соответствует обещанию.

В одном кинотеатре поставили эксперимент: посетителям перед сеансом продавали попкорн двухнедельной давности. В обычных условиях зрители выстраиваются за ним в очередь — вид и запах попкорна перед фильмом запускает дофаминовую реакцию, почти как у собак Павлова (слюноотделение точно начинается заранее).

После фильма все подтвердили, что двухнедельный попкорн был отвратителен: выдохшийся, слипшийся и ужасный.

Выбросили ли они его, потребовав вернуть деньги? Нет, они его съели!

В ходе эксперимента зрители схомячили 60% от тех объемов попкорна, что были съедены зрителями, получившими свежие порции. Люди верили действию дофамина больше, чем собственным вкусовым рецепторам!

Вспомните об этом, покупая очередное пирожное в обеденный перерыв;)

Оцените статью
Добавить комментарий